Родители, внимание!
Подростковая аутоагрессия.
Психологическое здоровье человека формирует множество факторов. От наличия хронических заболеваний, физических возможностей организма его выносливости, способности противостоять стрессовым ситуациям, социальных условий жизни, сложности происходящих событий зависит ощущение психологического комфорта. Низкие показатели компонентов здорового человека приводит к накоплению негатива, нервного напряжения, что в итоге заканчивается эмоциональными срывами.
Крайняя степень эмоционального напряжения психологического дискомфорта, когда душевные страдания и переживания становятся для человека невыносимыми, приводит к такой форме аутоагрессии как суицид.
Аутодеструкция один из наиболее трагических видов общественного поведения связанного с потерей смысла жизни и особенно трагична среди детей и подростков.
По данным статистики наибольшее риск аутодеструктивного поведения возрастает осенью и весной. По возрасту пик аутодеструктивного поведения приходиться на 15-16 лет. По половой принадлежности больше склонны к аутодеструктивному поведению мальчики.
Большинство попыткок аутодеструктивного поведения у детей расматриваются как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания. Реже школьные проблемы связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, с взаимоотношениями в классе.
Риск аутодеструктивного поведения увеличивается в случае аффективных растройств, особенно тяжелых депрессий, тяжелых утрат близких, материально-бытовых трудностей, конфликтов связанных с учебой, страх и опасение наказания, боязнь позора. Употребление таксичных препаратов психотропных веществ – ослабляют мотивационный контроль над человеком, обостряют депрессию, употребление алкоголя не только не снимает напряжения, а способствует усилению депрессиии, чувства вины, душевных переживаний.
Критика в отношении внешности и личности подростка вообще не допустимы.
Многие подростки, с аутодеструктивным поведением прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истиной попыткой и демонстративно-шантажным поступком. Психологический смысл суицида: снятие аффективного напряжения, уход, выключение из тяжелой жизненной ситуации. Дать понять человеку в каком ты отчаянии, заставить пожалеть о плохом отношении. Выяснить, любят ли тебя, повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение.
Желание избежать страданий – главная причина, приводящая к аутодеструктивному поведению. Это - призыв о помощи.
Чтобы сохранить психологическое здоровье своего ребенка, родителям необходимо быть более внимательными к внутреннему миру своих детей их переживаниям, только родители могут заметить малейшие изменения настроений и поведения своего ребенка. Материальная обеспеченность крайне недостаточна для психологического здоровья ребенка.
Большинство людей подают предупреждающие сигналы – в форме прямых высказыавний, физических признаков, эмоциональных реакций, поведенческих проявлений. Открытый разгговор с выражением искренней заботы и беспокойства, является источником облегчения, не нередко одним из ключевых элементов предотвращения. Не получив понимания и поддержки человек чувствует себя еще более одиноким нелюбимым ненужным. Очень немногие сохраняют уверенность в своих желаниях или однозначном решении уйти из жизни. Вплодь до наступления факта смерти человек надеется на спасение, поддержку, облегчение, помощь.
Важно создавать условия психологического комфорта, ощущения нужности в первую очередь родителям. Формировать антидеструктивные установки - проявление сочувствия, интереса, заботы, своих чувств, оказание моральной поддержки, реальный совет.
Постоянно общайтесь с ребенком, неоставляйте его наедине со своими мыслями, проявляя сочувствие и понимание, вселяйте уверенность в свои силы. Анализируйте вместе с ребенком его взаимоотношения со сверстниками. Повышая самооценку (хваля за конкретные поступки и достижения) не предьявлять непосильных для вашего ребенка «завышенных» требований. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки в сторону ребенка, не сравнивая с достижениями и успехами окружающих. Высказывая свое отношение к поступкам ребенка используйте технику «Я- высказывания» (меня расстраивает…, я беспокоюсь….). Говоря о своих чувствах по отношению к поступкам ребенка вы таким образом не унижаете и не осуждаете его.
Повышайте стресоустойчивость ребенка через обсуждение (проработку) возможных стрессовых, трудноразрешимых ситуаций, вселяя оптимизм и надежду на лучшее.
Родители, будте внимательны!
Вы можете уберечь своего ребенка от рокового шага!
Педагог-психолог СШ №4 Кузичкина С.В.
Умение читать и писать (1) | 1 |
Умение считать (1) | 1 |
Умение логически мыслить (3) | 3 |
Психологическая готовность (6) | 6 |